Поиск

Подводим итоги: Московский международный форум \"Культура. Взгляд в будущее\"

Подводим итоги: Московский международный форум "Культура. Взгляд в будущее"

С 15 по 18 октября в столице проходили дискуссии, выставки и театральные представления

Текст: Сергей Багулин

С 15 по 18 октября в Москве проходил международный форум "Культура. Взгляд в будущее". Эксперты со всего мира обсуждали будущность современной культуры, Google представили новый музейный проект, а "Гоголь-центр" показал отрывки из лучших спектаклей. Buro 24/7 рассказывает о главных событиях форума

Прошедший форум "Культура. Взгляд в будущее" поражает размахом — в Москве собрались 4 тысячи участников: эксперты в области искусства, представители власти и бизнеса из 15 стран. На форуме обсуждали, кто и как управляет сферой культуры, что ждет "творческий" сектор экономики Москвы. Так, в рамках трехдневной дискуссии Instrumenta международные эксперты поговорили о том, как искусство влияет на жизненное пространство и может ли на городской окраине возникнуть центр культурной жизни. Среди спикеров были куратор Виктор Мизиано и Леонора Томсон, директор по развитию лондонской галереи Barbican. Помимо глобальных поднимали и конкретные темы: будущность Дома Наркомфина и завода "ЗИЛ", создание арт-кластера вокруг Шуховской башни. Дискуссиями форум не ограничился — москвичей ждали выставки, виртуальные экскурсии и театральные перформансы.

Проект Google "Литературная Москва"

17 октября на форуме представили совместный проект компании Google и столичных музеев — "Литературная Москва". Интернет-гигант давно покровительствует искусству. Один из крупнейших проектов компании Google Art Project позволяет совершать виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям мира — не обязательно лететь в Мексику, чтобы побродить по знаменитому "лазурному" дому Фриды Кало. Московские литературные музеи тоже оцифровали свои экспонаты и предложили серию виртуальных экскурсий: с помощью Google можно проникнуть в здание Музея Александра Пушкина, оказаться в "нехорошей квартире" Булгакова или посмотреть выставку "Гоголь в иллюстрациях". Помимо этих учреждений в проекте приняли участие Государственный литературный музей, музеи Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Николая Островского и Константина Паустовского.

Ночь в "Манеже"

В ночь с 17 на 18 октября ЦВЗ "Манеж" превратился в театральную площадку. Здесь собрались москвичи, пожертвовавшие пятничной вечеринкой в пользу просвещения и ярких впечатлений. Открылся вечер театральным флэшмобом, в котором смогли поучаствовать все, кто предпочитает активный отдых созерцательному. Около половины десятого начался настоящий театр — команда Likvid Teatr показала спектакль "Цветы" в фойе "Манежа". А большой зал оказался в руках "Гоголь-центра" — Кирилл Серебренников отобрал лучшие отрывки из постановок театра: "Девяти", "Мертвых душ" и "Пробуждения весны". Параллельно с театральными площадками был открыт Urban Art Market — наряду с угощением и пинг-понгом здесь можно было обнаружить полки с книгами от Ad Marginem, Strelka Press и других издательств. Самая терпеливая публика дождалась выступления инди-поп-группы On-The-Go — музыканты исполняли треки из нового альбома Young Hearts до трех часов ночи. 

Круглый стол "Культура конфликта"

Одним из последних мероприятий форума стал круглый стол под предводительством Сергея Капкова и Алены Долецкой. К ведущим присоединились Татьяна Толстая, Никита Михалков, Василий Церетели, Олег Кулик и другие деятели культуры. Обсуждались непростые вопросы — вмешательство государства в искусство, госзаказ и цензура. Последняя, конечно, стала краеугольным камнем дискуссии. Сергей Капков заявил, что цензуры в России нет. Татьяна Толстая поспешила возразить, что цензура не только есть, но и постепенно усиливается. "Я просидела 12 лет на телевидении и ощутила на себе, как вымываются проблемы и конфликты из текста нашей передачи. Причем сначала это были робкие попытки убрать или смягчить что-то, а потом давление пошло со всех сторон", — заявила писательница. Обсудили и госфинансирование российского кинематографа. На вопрос о неравном распределении средств ответил Никита Михалков: "Государство дает мне ровно столько денег, сколько и остальным. Есть Фонд кино, защита проекта. В зависимости от этого экспертные комиссии выясняют, сколько денег нужно дать на это кино, а сколько добавить от инвесторов или благотворителей. Кому-то дают, а кому-то не доверяют. И мы отчитываемся за каждую копейку". Быть может, позиции участников дискуссии кардинально не изменились. Но форум продемонстрировал, что даже острые вопросы можно открыто обсуждать.