Поиск

\"Метаформы\": искусство в эпоху виртуальной реальности

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности

Новые технологии на службе искусства

Текст: Ксения Витюк

В центре МАРС открылась выставка «Метаформы» — одна из первых в мире экспозиций, на которой объекты искусства представлены в виртуальной реальности. Рассказываем, как сориентироваться в виртуальном пространстве и какие «метаформы» увидят зрители, пришедшие на выставку

Виртуальная реальность
Виртуальная реальность — это искусственный мир, наполнением которого занимаются программисты. Попасть в эту придуманную Вселенную можно, надев очки виртуальной реальности со встроенным видеоэкраном, который и становится окном пользователя в виртуальный мир. Очки с широким углом обзора (до 110 градусов) отслеживают движения головы и меняют транслируемую на экран картинку, позволяя человеку полностью погрузиться в виртуальный мир.
Технология VR (virtual reality) возникла еще в 90-х, но только сейчас переживает настоящий бум: в скором времени очки виртуальной реальности не только будут необходимы каждому геймеру, но и окажутся востребованными в большинстве профессий. Виртуальная реальность уже сейчас позволяет прокатиться на болиде «Формулы-1», освоить ремесло пилота, симулируя полет на самолете, проектировать новые здания в 3D-формате или отрабатывать технику хирургических операций на виртуальных пациентах. Любой обладатель таких очков в ближайшем будущем сможет пройтись по известным музеям, не выходя из дома, или вылечить свои фобии (боязнь высоты или пауков).

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности (фото 1)

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности (фото 2)

 

Современное искусство в формате VR
Новые технологические возможности рождают и новые формы искусства: VR набирает популярность среди художников, музыкантов и режиссеров. Уже есть несколько удачных примеров использования виртуальной реальности для создания объектов искусства: например, известная исландская певица Бьорк сняла клип, который можно посмотреть в очках виртуальной реальности, в программу фестиваля независимого кино Sundance включаются проекты, созданные при помощи VR-технологий, а в крупнейшем музее современного искусства МОМА в Нью-Йорке 25 апреля открылась выставка «Скользкие экраны», обещающая посетителям незабываемое VR-переживание.


Метаформы
В центре МАРС выставка комбинированного искусства с использованием виртуальной реальности стартовала даже раньше, чем в МОМА. В семи выставочных залах центра работы художников представлены в двух вариантах: в привычной форме (картины, скульптуры, инсталляции) и виртуальной. Каждое произведение, выполненное традиционными инструментами, показано и в «метаформе». Виртуальная реальность погружает зрителя внутрь работы и позволяет проникнуть в метаслой выставленного объекта.  Авторами этого мультидисциплинарного проекта стали уличные художники, которые не боятся экспериментировать с формами: Nootk, Misha Most, Aesthetics (Petro/Slak), Pokras Lampas, Aber, Alexey Kio & Ivan Benr, ЖЖ. В сотрудничестве с объединением «Артмосфера» и студией интерактивных разработок Interactive Lab, стрит-арт-художники наполнили комнаты реальными и виртуальными произведениями, создав многослойные работы, увидеть которые можно в очках виртуальной реальности.

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности (фото 3)

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности (фото 4)

 

Новый способ художественного выражения
Группа постграффити-художников Aesthetics осмысляет форму куба: в очках зрители видят абстрактное движение геометрических фигур и их трансформацию в пространстве. Фантазийный мир художника Nootk, оживая, наполняется диковинными персонажами, гигантскими смайликами и красочными объектами. Объемная работа концептуального художника Aber занимает два этажа центра, а в очках виртуальной реальности приобретает еще больший размер, будто бы расширяя пространство комнаты и укрывая ее светящимся куполом. Художник Misha Most расписывает граффити светлую комнату, которая в виртуальной реальности превращается в «комнату познания», заполненную формулами, предметами, формами, картинами и скульптурами. Известный каллиграфист и создатель самой большой каллиграфии в мире Pokras Lampas экспериментирует с буквами и переносит их в новое измерение. Alexey Kio & Ivan Benr визуализируют цифровое пространство и помещают в него человека — интерактивные стены в зале реагируют на движение и меняют свой цвет. В виртуальной части зритель оказывается на узком мостике внутри их работы, испытывая ощущение, что он стоит на огромной высоте. Художник и дизайнер ЖЖ создает привычные силуэты из сотни мелких элементов и деконструирует их, пересобирая вновь и вновь (зритель может наблюдать за этими процессами).
Все представленные на выставке произведения стрит-арт-художников приобретают настоящий объем в цифровом виртуальном пространстве и меняют восприятие этого пространства, а возможность создания виртуального слоя работ дарит художникам новые способы художественного выражения, вовлекающие зрителя и завораживающие его.

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности (фото 5)

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности (фото 6)


Процесс создания
Кураторская задумка «Метаформ» не исчерпывается экспериментами с измерением виртуальности. Еще одна базовая установка художников и организаторов выставки строится на восприятии рисования как процесса. По задумке кураторов этот процесс можно увидеть: если внимательно смотреть на работы художников в очках виртуальной реальности, можно наблюдать, как произведение создается художником прямо у вас на глазах (в виртуальной реальности). Где-то в виртуальном пространстве «летает» рука живописца, изменяющая картинку, которую посетитель видит здесь и сейчас. Это сближает зрителя с художником, позволяет посмотреть на работу иначе и стать соучастником создания арт-объекта. 

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности (фото 7)

 

Misha Most, граффитист и художник

«По сути, у каждого художника получилось две выставки: обычная и виртуальная. Для того чтобы создать виртуальное произведение, нужно научиться работать с особой матрицей в виртуальной комнате. Художник ходит внутри этой "комнаты" и специальным контроллером рисует объекты. Для художника это крайне необычная ситуация: ты стоишь внутри сети, будто бы в 3D-программе, и сам создаешь новые формы, рисуешь новые объемные объекты и постепенно наполняешь ими пространство. Над виртуальной частью своей работы я трудился около недели.

Для выставки было специально разработано программное обеспечение, которое позволяет художникам рисовать сложные 3D-фигуры прямо в воздухе. Для каждого художника программисты создавали персональные инструменты и загружали определенные готовые модели в программу. Для меня загрузили 3D-бюсты. Они отображались в матрице прямо передо мной, и я работал с уже готовыми макетами, дорисовывая их и добавляя к ним линии. Общее ощущение такое, будто бы ты создаешь в двойной реальности. В жизни такое могло бы произойти, только если бы я купил настоящий бюст у скульптора и какими-то инструментами пытался его изменить.

"Метаформы": искусство в эпоху виртуальной реальности (фото 8)

В идеале на подобных выставках человек будет ходить по комнате и самостоятельно исследовать пространство. Но это уже следующий уровень освоения технологии. Мы сделали более облегченный вариант, когда за виртуальными экспонатами можно наблюдать только с места. Но мы создали это первыми. Это было сложно и очень интересно. Конечно, всегда есть куда двигаться, и мы обязательно будем усложнять технологию и делать выставочные проекты еще круче». 

Экспозицию «Метаформы» можно увидеть в центре МАРС до 31 августа.