Поиск

Независимая парфюмерия в России: проблемы и перспективы

Независимая парфюмерия в России: проблемы и перспективы

Свобода, равенство, братство

Текст: Евгения Чудакова

Мы узнали, что такое современная независимая парфюмерия в России, чем она живет, на что надеется и как рождаются попытки создать российскую парфюмерную среду

Людям, увлекающимся парфюмерией, не нужно рассказывать, что она существует и вне рамок индустрии, рекламных бюджетов и блестящих витрин, — есть люди, создающие маленькие партии духов своими руками, в домашних лабораториях. Это «инди» (от Independent) или «артизанальные» (от Artisan) парфюмеры.

Во всем мире инди-парфюмерия уже давно стала пусть небольшой, но полноправной частью современного парфюмерного сообщества. Регулярно проводятся выставки (Frag-ments, Artisan Salon, Art and Olfaction), на которых парфюмеры-самоучки представляют свои творения, также существуют объединения (Гильдия натуральных парфюмеров). В нашей же стране она остается уделом людей, движимых чистой страстью и часто изолированных друг от друга.

Около десяти лет назад лучом света во мраке отечественной парфюмерной изоляции стала Анна Зворыкина, пишущая о натуральной парфюмерии с 2005 года и являющаяся на тот момент практически единственным источником информации, наряду с несколькими блогами и ресурсами по ароматерапии. Не будет преувеличением сказать, что многие ныне работающие в нашей стране инди-парфюмеры в какой-то мере обязаны стартом Анне.

Анна Зворыкина

Именно тогда появилась более или менее реальная возможность практического осуществления творческих устремлений парфманьяков — с развитием интернета и появлением доступа к ароматическим компонентам. К началу 2010-х уже практически беспрепятственно можно было приобретать ингредиенты — как натуральные, так и синтетические, — более того, появились парфюмерные мастер-классы, и об искусстве смешивать ароматы заговорили чуть громче. Нарастающий интерес к философии wellness, «зеленой», или «органической», стороне жизни также сыграл свою роль.

И если проблема с компонентами на сегодняшний день стала относительно легко решаема: есть возможность заказывать ингредиенты из заграницы или же в российских магазинах, которые сотрудничают с поставщиками или напрямую с производителями ароматического сырья, — то вопрос качественной упаковки до сих пор стоит очень остро. Всем, кто знаком, к примеру, с американской независимой парфюмерией в лице таких домов, как House of Matriarch, Strange Invisible Perfumes, или с их европейскими коллегами (Antonella Bondi или Eve & Daphnée), которые по качеству оформления приближаются к нише, не нужно указывать на разницу в качестве флаконов и упаковки для ароматов. В нашей стране найти и приобрести более или менее стильные и качественные упаковки практически нереально. 

Юлия Алешкевич, партнер Анны Зворыкиной: «Одной из основных сложностей, с которой сталкиваются инди-парфюмеры в России, является приобретение качественных и эстетичных флаконов и пробников в небольших количествах. Минимальный объем продаж у большинства подходящих производителей и дистрибьюторов — от 10 000 штук. Производства в России нет, приходится закупать за границей, что добавляет к закупочной стоимости расходы на пересылку и растаможивание. Наши попытки найти стеклодувов, которые могут сделать художественные флаконы, пока не увенчались успехом. Тиражи коробок и этикеток небольшие, и, как следствие, стоимость производства слишком высока для независимых парфюмеров. Чтобы не повышать стоимость духов, большинство российских инди-парфюмеров вынуждены своими силами делать упаковку, которая не в лучшую сторону отличается от фабричной».

Поэтому то, что в Европе и Америке уважительно именуется artisanal, у нас очень часто удостаивается нелестного термина «кустарный» — со всеми вытекающими последствиями в виде пренебрежения и предвзятости со стороны широкой аудитории. С этим связана еще одна проблема, на этот раз имиджевого характера.

Светлана Гаврилова, владелица парфюмерного магазина «Асмодей»: «Продвижение российской независимой парфюмерии — непростой и долгий путь, мы сейчас находимся в самом его начале. Для многих любителей парфюмерии критично важна и упаковка, и известность производителя. У кого-то существует предубеждение к парфюмерии, сделанной в России парфюмерами-самоучками. Я рассказываю о людях, которые это создали: где они живут, чем занимаются. Натуральные духи близки тем, кто глубоко увлечен ароматами и парфюмерией. Это часто следующий этап после увлечения нишей». 

Но основным же камнем преткновения в развитии парфюмерии в России, по словам всех представителей этой многострадальной сферы, является проблема сертификации и, соответственно, сбыта производимых ароматических композиций.

Ольга Яблокова, владелица парфюмерных бутиков Imagine Parfum: «С ростом интереса к нишевой и натуральной парфюмерии начали появляться отечественные производители. Я уже год вынашиваю мысль создать в одном из своих бутиков корнер российской парфюмерии, инди-парфюмерии. Но, к сожалению, не могу этого сделать по причине отсутствия необходимой документации на продукцию. А это чревато штрафами и негативно влияет на репутацию бутиков. Уверена, что система сертификации должна быть упрощена, и тогда мы увидели бы бурный рост числа инди-парфюмеров, некоторые из которых обязательно бы получили признание и известность». 

Что касается перспектив развития, то большинство видит их довольно смутно. И взгляд на эти перспективы скорее похож на опасения.

Мария Страздас, парфюмер (Петрозаводск): «В плане перспектив — в рамках нынешней экономической ситуации могут исчезнуть или подняться в цене флаконы и ингредиенты, поставляемые из заграницы. Морально я к этому готова, но пока есть возможность что-то заказать, буду заказывать, нет — будем думать».

Но, чтобы не нагнетать упаднические настроения, нужно помнить, что при всех сложностях с каждым годом число людей, занимающихся парфюмерией, любящих и понимающих ее, неуклонно увеличивается. И именно поэтому у Анны Зворыкиной родилась идея проведения первого русскоязычного фестиваля инди-парфюмерии в сентябре нынешнего года. Суть его в том, чтобы постараться наладить диалог между мастерами, создать среду, в которой будет происходить обмен идеями и информацией; создать общность, позволяющую говорить о российской независимой парфюмерии как о некоем движении, а не о разрозненных энтузиастах.

Анна Зворыкина, парфюмер (Москва): «Я наблюдала за фестивалями, проходящими в артистической среде, а это и повод пообщаться, и возможность сделать что-то новое — некий челлендж; хотелось, чтобы и в среде парфюмеров происходило нечто подобное. Чтобы люди узнавали друг друга и чтобы в принципе было известно: да, есть такое явление, как российская независимая парфюмерия. Одним из основных моментов подобного общения является возможность получить адекватную критику и комментарии от людей, занимающихся тем же, чем и ты. 

Наш фестиваль некоммерческий, не конкурсный, это свободное творческое объединение тех, кто любит ароматы. Это повод обменяться идеями, сделать что-то новое и получить обратную связь от людей, любящих парфюмерию».

В этом году в фестивале принимают участие: Матвей Юдов, Galina Anni, Anna Kravchenko, Anna Gerasimova, Oleksandr Perevertaylo, Valentina Gribanova, Коричина Валентина, Алексей Кузин, Svetlana Odinochkina, Злата Татьяна, Лидия Лозовая, Anastasia Denisenkova, Vitaly Mostovoy, Maria Strazdas, Selia Sanches, Faina Glazyrina, Maria Sokolova, Yulia Agapkina, Анна Втюрина. (Я привела список участников согласно их никам в Facebook, чтобы была возможность, если понадобится, найти их и сделать ссылки.)

Группа парфюмерных обозревателей определяет тему фестиваля, и за отведенное время каждый из участников создает свою ароматную интерпретацию заявленной темы. Затем пробирки с ароматами отправляются к обозревателям, которые впоследствии расскажут о самых интересных из получившихся ароматов. Вполне возможно, что фестивальные композиции можно будет потом попробовать в магазине «Асмодей».